"Простейший способ гарантировано вырастить грамотных детей — это научить их читать и показать, что чтение — это приятное развлечение. Самое простое — найдите книги, которые им нравятся, дайте им доступ к этим книгам и позвольте им прочесть их."
Нил Гейман
Аудиокниги - наш семейный секрет. Они творят чудеса. Я в детстве пластинки слушал сутками, потом кассеты, теперь аудиокниги. Они очень помогают! Попытайтесь!
Примерно через полгода вы увидите, что у ребенка вырос словарный запас и речь стала художественной. Еще через год он сам начнет что-то писать или придумывать.
Но, может быть, имеет смысл подкрепить правильные слова данными научных исследований.
Источник: https://www.perunica.ru/vospitanie/9255-chtenie-dlya-..
10 САМЫХ ПОЛЕЗНЫХ СКАЗОК ДЛЯ МАЛЫШЕЙ
Истории о волшебных героях и их поступках часто становятся одним из самых первых и лучших уроков о том, что хорошо, а что - плохо. Какие сказки полезно почитать ребенку, и чему они его научат? Запоминаем:
• К. Чуковский «Тараканище». Специально для трусишек. Учит не поддаваться общей панике, преодолевать страх, быть храбрым.
• В. Сутеев «Яблоко». Сказка рассказывает о том, насколько замечательно делиться с друзьями.
• Г-Х. Андерсен «Принцесса на горошине». Маленькая капризуля сможет взглянуть на себя со стороны и сделать соответствующие выводы.
• «Заяц-хвастун». Похвала ценнее, если ее заслужить по-настоящему.
• С. Михалков «Упрямый козленок». Ребенок поймет, что упрямство очень мешает в отношениях с близкими и может сильно навредить.
• А. Балинт «Гном Гномыч и Изюмка». Поможет наладить отношения с родителями, примирит с появлением младшего ребенка в семье.
• Н. Гузеева «Капитошка». Покажет, как плохо быть злюкой и как здорово уметь веселиться.
• «Гуси-лебеди». О послушании и ответственности.
• Т. Александрова «Домовенок Кузя». Учит дружить, заботиться о других, не опускать рук в трудных ситуациях, и с оптимизмом смотреть на жизнь.
• Л. Толстой «Лгун». Поучительно и наглядно о том, насколько опасной может быть ложь.
Источник : http://www.happy-giraffe.ru/user/240858/…
1. Мудрость
В книге найдется ответ на любой вопрос. Что бы ни произошло в жизни, книга всегда подскажет, как поступить.
2. Новые знания
Людей, которые любят читать, объединяет еще и повышенная познавательная потребность: им все интересно, они очень любознательные. Книги — бесконечный и неиссякаемый источник знаний.
3. Вдохновение
Истории, рассказанные другими людьми, вдохновляют на свершения. Великие цели, смелые мечты, добрые дела. Книги способны подарить крылья!
4. Отдых от проблем
Чтение — отличный способ отвлечься от забот и проблем, которые не дают радоваться жизни. Отдышаться, осмыслить происходящее, выбраться из суеты повседневности. И найти решение!
5. Перемены в жизни
«Книги, которые изменили мою жизнь» — категория, которая отстоит отдельно ото всех других. Наверное, каждый читающий человек мечтает найти ту самую книгу, которая станет поворотным моментом и запустит механизм перемен к лучшему.
6. Эмоции и впечатления
Чтение погружает в мир фантазии, который, пусть и нереальный, но заставляет переживать вполне себе настоящие эмоции: радость, светлую грусть, тревогу, страх, надежду. Мы сопереживаем героям и проходим с ними определенный отрезок жизненного пути, который дает нам очень и очень много.
7. Иной ход времени
Чтение каким-то странным, магическим образом изменяет время, заставляя его течь то быстрее, то медленнее. Один короткий рассказ, занимающий четыре-пять страничек, подхватывает читателя и несет сквозь недели, месяцы и десятилетия. Наш мозг создает настоящие кинофильмы, пока мы читаем, которые, будучи выдуманными, не подчиняются законам времени.
8. Смысл бытия
Книги приоткрывают доступ к коллективному разуму человечества: на их страницах можно найти объяснение многим вещам, понять, как и почему существует наш мир, и что представляет собой окружающая действительность. Чтение позволяет посмотреть на жизнь под другим углом и получить доступ к знаниям и представлениям миллионов людей Земли.
9. Окно в другой мир
Книга — проводник в иные миры, в параллельную реальность или хотя бы в другую страну. Они помогают увидеть жизнь совсем другими глазами и познакомиться с тем, с чем в обыденности не довелось бы столкнуться: полетать на драконе, стать флибустьером и даже побывать на другой планете.
10. Энергетика
Читая, заряжаешься энергией автора, переводчиков, редакторов и других людей, которые вложили частичку души в эту книгу, — во вполне осязаемый предмет, который можно повертеть в руках, рассмотреть со всех сторон и, самое главное, осознать посыл и мысли, заложенные в ней, прочувствовать атмосферу творчества.
11. История
На потертых страницах изданий разных лет хранится история, культура, обычаи и идеи людей. Мы можем прикоснуться к прошлому, понять, о чем думали и что чувствовали люди, жившие в другом столетии. Чтение — своего рода машина времени.
12. Тренажер для мозга
Хорошие книги — упражнения для нашего мозга: они не дают ему застрять на привычных вещах и узко мыслить, открывают новые горизонты.
13. Настоящие ценности
В современном мире слишком много материального: культура потребления отвоевывает все больше и больше. И вот уже качество и престиж стали синонимами высокой цены. Купить можно все, что душа пожелает. Чтение же возвращает нас к истокам, к тому, ради чего мы пришли в этот мир: к любви, добру, счастью. И пусть книга стоит намного меньше, чем Бентли, но она может дать человеку несравнимо больше.
14. Лекарство от бессонницы
Порой наш мозг настолько перегружен, что тревожные мысли о делах совершенно не дают уснуть, несмотря на то, что мы очень устали. Сложно расслабиться, когда внутренний голос постоянно что-то нашептывает (причем это далеко не ободряющие слова и вдохновляющие речи). Чтение — идеальная таблетка от бессонницы, не имеющая побочных эффектов. Только польза!
15. Веселые путешествия
Похоже, что нет лучше попутчика, чем хорошая книга. Смотрите сами: собрание стихотворений Есенина или детектив Агаты Кристи не будут возражать, если вы решите ждать вылета в кофейне, сядете на автобус вместо такси и проснетесь с утра пораньше, чтобы полюбоваться восходом солнца. Собственно говоря, книги составят отличную компанию не только в путешествии, но и по дороге домой и на работу, в командировке и отпуске. О чем еще мечтать?
Чтение — интеллектуальный наркотик, но только в хорошем смысле. Серьезно! Чем больше читаешь, тем больше хочется. В один прекрасный день обнаруживаешь себя бродящим по книжному магазину, словно зомби, в поисках пищи для ума. Да, подобную зависимость порождают все виды искусства: музыка, изобразительное искусство, театр, фотография и кино. Но только чтение, будь то художественная литература или нон-фикшн, только книги расширяют сознание так, как это не делает никакое другое искусство.
Источник: https://blog.mann-ivanov-ferber.ru/2015/10/30/pochemu..
КАК ВОСПИТАТЬ МАЛЕНЬКОГО ЧИТАТЕЛЯ
Литературная викторина для родителей и детей младших классов
Почему так важно читать бумажные книги
7 доказанных причин
Сторонники электронных книг утверждают: современные гаджеты для чтения гораздо лучше безнадежно устаревших бумажных аналогов. Они не занимают много места, значительно уступают печатным изданиям в цене и, главное, не вредят экологии. Отчасти они правы, но все-таки есть в многостраничных томах кое-что, чему вряд ли получится найти качественную замену. Редакторы портала Mental Floss рассказали о веских причинах вернуться к чтению настоящих книг, а мы решили поделиться их выводами с вами.
Вы усваиваете больше информации
Согласно исследованию итальянских ученых, результаты которого были представлены мировому сообществу в 2014 году, чтение с бумаги способствует лучшему усвоению информации. Кроме того, настоящая книга обеспечивает полное погружение в сюжет, тогда как электронный текст такого эффекта не дает. Специалисты считают, что это может быть напрямую связано с тактильными ощущениями. Простыми словами, возможность потрогать красивое издание, оценить количество уже прочитанных страниц, почувствовать их вес и объем мотивирует на детальное знакомство с произведением гораздо больше, нежели любой, даже самый удобный гаджет.
Вы лучше запоминаете сюжет
Другое исследование, проведенное уже в Великобритании, показало, что дети в возрасте от трех до пяти лет намного лучше понимают суть истории, если она была прочитана им не с электронного, а с бумажного носителя. Явление, уверены ученые, может быть обусловлено тем, что гаджеты отвлекают детей от любого умственного труда в целом.
Вы бережете зрение
Учитывая, что в современных реалиях большую часть времени вы проводите перед компьютером или смартфоном, нагрузку на глаза можно назвать критической. Справедливости ради стоит отметить, что экраны последних моделей электронных устройств максимально приближены к обыкновенной книге, однако, как показывает опыт, этого все еще недостаточно.
Сухость слизистой, покраснение, жжение — это лишь малая часть симптомов, возникающих при чтении с монитора.
Опрос почти пятисот студентов из мировых университетов показал, что половина из учащихся испытывает постоянное ощущение дискомфорта в глазах после перехода с бумажных носителей на электронные.
Вы не отвлекаетесь
И речь здесь идет не только об электронных книгах с выходом в интернет, но и о любом другом гаджете, где вы успешно установили приложение для чтения. С одной стороны, возможность быстро найти во всемирной сети непонятное слово, исторический факт или любую другую информацию, связанную с произведением, — большая удача. С другой — посмотреть что-то одно не получается никогда. Ну, разве что вы человек с железной волей и действительно способны кликнуть только по необходимой ссылке.
Вы избавитесь от проблем со сном
Вот уже который год специалисты из разных стран повторяют одно и то же: засыпать в обнимку со смартфоном вредно. И дело не только в негативном влиянии экрана на глаза, но и в качестве сна, которое существенно снижается от беспрерывного использования любых устройств, включая электронные книги. И дело вот в чем: главный враг гормона сна — мелатонина, который вырабатывается в абсолютной темноте, — синяя часть спектра световых волн. Именно их излучают абсолютно все экраны.
Бумажные книги, наоборот, способствуют улучшению сна. Проблемы, стресс, усталость? Обо всем этом легко забыть, погрузившись в иные миры, без вреда для здоровья.
Ваши дети решат проблемы с учебой
Удивительно, но факт остается фактом: чем больше книг в доме, тем легче ребенку дается учеба. Согласно опросу, проведенному в сорока двух странах, дети, читающие помимо школьной программы, гораздо легче справляются с экзаменами и контрольными работами.
Кроме того, исследователи полагают, что наличие большого количества красивых, ярких книг в доме заставляет ребенка воспринимать чтение не как повинность, а как приятную забаву, игру. А меж тем играть всегда хочется гораздо больше, чем корпеть над уроками.
Бумажные книги дарят радость))))
Недавний опрос студентов из США, Словакии, Японии и Германии показал, что 92% респондентов отдают предпочтение бумажным изданиям, потому что их можно... потрогать. В частности, подростки из Словакии утверждают, что им нравится запах книг. И это не удивительно: оказывается, со временем лигнин, который входит в состав бумаги, начинает источать аромат ванили. Так что понюхать старую книгу — это почти то же самое, что насладиться эксклюзивным парфюмом или вкусным десертом.
10 СПОСОБОВ ПОВЫСИТЬ ДЕТСКУЮ ГРАМОТНОСТЬ
Грамотность – приобретаемое качество, его можно развивать, и проще всего делать это с детского возраста. Для того чтобы тренировать правила написания слов, ребенок задействует три центра:
• глаза – видеть написанное или напечатанное слово и зрительно его запоминать;
• уши – воспринимать слово на слух, произносить его, слушать звучание;
• рука – записывать слово и закреплять его в памяти.
Если в доме ребенок постоянно использует родной язык и развивает орфографическую зоркость, то переход от детских открыток, подписанных печатными буквами «Мама, паздравляю с празникам!» до школьных диктантов, написанных на "4" и "5", происходит постепенным и непринужденным образом. Помогут в этом несколько эффективных способов.
1. ЧТЕНИЕ
Не существует слишком раннего возраста, чтобы начать читать. Слушая стихи и сказки, младенец воспринимает и копирует звуки родной речи. Благодаря азбуке с яркими картинками у детей появляются зрительные ассоциации, на какие буквы начинаются те или иные слова. Начиная читать самостоятельно, ребенок расширяет словарный запас, много раз видит грамотное написание слов и автоматически его запоминает, так что порой в будущем будет достаточно закрыть глаза, и представить себе напечатанное на бумаге слово, чтобы убедиться в правильности его правописания. Поэтому книга по-прежнему должна оставаться одним из лучших подарков для детей.
2. РЕШЕНИЕ КРОССВОРДОВ
Начните с кроссвордов в детских журналах, где вместо словесных заданий нарисованы картинки с номерами. Ничего, если поначалу ребенок будет неправильно вписывать в клеточки безударные гласные. Подарите ему ручку «пиши-стирай» и подсказывайте, как на самом деле пишется нужное слово.
3. УСТНЫЕ ИГРЫ В СЛОВА
В дороге, в очереди, при любой необходимости ждать игры в слова – интересный способ скоротать время, а также увлекательная речевая тренировка. Примеры таких игр – это:
• рифмы;
• слова (например, игра в "города");
• назови слово, которое начинается на слог «па», «ло», «ту» и так далее;
• составь предложение из слов, начинающихся на одну и ту же букву, например «Лиса ловит лягушку» или «Собака сидит смирно».
4. ОБЩЕНИЕ
Родительская речь для детей – это главный свод правил родного языка, поэтому именно от взрослых в семье зависит, как ребенок будет ставить ударение в словах «звонит» или «торты». Если замечаете, что он допускает одну и ту же речевую ошибку, аккуратно поправляйте ее в ответном предложении.
Если вы употребляете слова правильно и много общаетесь в семье на различные темы, то даже неизбежные речевые ошибки от окружающих не будут передаваться вашим детям.
5. ИГРЫ НА БУМАГЕ СО СЛОВАМИ
• змейка – запишите как можно более длинную цепочку слов, где каждое последующее слово начинается на последнюю букву предыдущего;
• виселица или «Поле чудес»;
• путаница – составьте слова из перемешанных карточек с буквами;
• составление множества маленьких слов из одного большого.
6. ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БУКВ
Вовлекайте слова и буквы в совместные игры с детьми.
• рисуйте небольшие комиксы на тему, которой в данный момент увлечены дети (машины, Лего, феи): самодельные комиксы часто являются стимулом к самостоятельному чтению;
• предложите ребенку вместе придумать и написать книжку с картинками и небольшой историей;
• делайте коллажи с вырезанием слов из газетных и журнальных заголовков;
• мастерите браслеты из деревянных или пластиковых бусин с буквами;
• сделайте украшение для дома со словом, которое описывает вашу семью, – буквы можно написать, например, на красивых морских камнях.
7. ПОСТЕРЫ НА СТЕНЕ
В доме, где есть дети, на стене часто висит плакат с азбукой, чтобы малыши обращали на него внимание и учили буквы. Таким же образом можно обеспечить и наглядность написания других слов и терминов. В книжных магазинах представлено разнообразие плакатов различной тематики: цветы и животные, транспорт, виды спорта, геометрические формы и так далее. Соотнося визуальный образ с написанием слова, ребенок с детства запоминает, как оно пишется.
8. СКРАББЛ/ЭРУДИТ
Популярная во всем мире настольная игра «Скраббл», а также ее русская версия – «Эрудит», развивают лингвистическую логику. Среди других известных настольных игр на составление слов – «Боггл» и «Тик Так Бумм».
9. МНЕМОНИЧЕСКОЕ ЗАПОМИНАНИЕ ПРАВИЛ
Дети не любят учить правила, а вот поиграть и пошутить им всегда интересно. Мнемоника предлагает облегчить запоминание правил с помощью рифмовки, ассоциаций, создания зрительных и звуковых образов.
Известные мнемонические примеры:
• Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву т писать напрасно;
• Уж замуж невтерпеж;
• Надеваю одежду, одеваю Надежду;
• То, кое, либо, нибудь – дефис не позабудь.
Расскажите детям об этих и других примерах, чтобы запоминание некоторых правил и исключений не казалось им скучным и сложным.
10. СЛОВАРИ
Орфографический словарь – необходимая книга в доме у каждого школьника Но помимо обращения к профессиональным словарям, полезно завести и персональный словарик для слов, которые вызывают затруднения.
Набрав по 7-10 таких слов, дети могут:
• писать с ними маленькие диктанты;
• составлять из них кроссворд;
• записывать особенно трудное слово всеми цветами радуги;
• играть в «найди ошибку» или «вставь пропущенную букву».
Упражнения по списыванию, а также морфологическому и фонетическому разбору будут предложены детям в школе в большом количестве на уроках родного языка. А дома, с родительской стороны, желательно поддерживать благоприятную атмосферу, где чтение, разговоры о литературе и интеллектуальные игры со словами – естественная и любимая часть жизни.
Чтение книг о войне — это не развлечение, это серьезная работа, интеллектуальная и духовная, во многом сложная и тяжелая, особенно для детей. Однако без этой работы обойтись нельзя, по словам Светланы Алексиевич, «человеческая жизнь не бесконечна, продлить ее может лишь память, которая одна только побеждает время».
Список книг о войне для до школьного и младшего школьного возраста
· Воронкова Л. Девочка из города (История о девочке-сироте, оказавшейся в годы войны в чужом селе и нашедшей новую семью и дом.)
· Кассиль Л. Улица младшего сына (Повесть, посвященная трагической судьбе Володи Дубинина, юного партизана — героя Великой Отечественной войны.)
· Катаев В. Сын полка (Повесть о мальчике-сироте Ване Солнцеве, попавшем в военную часть к разведчиками и ставшем сыном полка.)
· Осеева В. А. Васёк Трубачёв и его товарищи (Произведение о судьбе мальчишки Васе Трубачёве и его друзьях, чье мирное детство оборвала война.)
· Симонов К. Сын артиллериста (Баллада о майоре Дееве и Лёньке, сыне его друга, основанная на реальных событиях.)
· Яковлев Ю. Девочки с Васильевского острова (Пронзительный рассказ о девочке Тане Савичевой, умершей вместе со всей своей семьей от голода в блокадном Ленинграде, написанный на основе её дневника.)
А так же:
· Алексеев С. Рассказы о Великой Отечественной войне
· Артюхова Н. Светлана
· Баруздин С. Шел по улице солдат
· Воронкова Л. Девочка из города
· Гайдар А. Клятва Тимура, Сказка о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове
· Голявкин В. Рисунок на асфальте
· Драгунский В. Арбузный переулок
· Кассиль Л. Дорогие мои мальчишки, Огнеопасный груз, Твои защитники
· Маркуша А. Я — солдат, и ты — солдат
· Паустовский К. Похождения жука-носорога
· Соколовский А. Валерий Волков
· Суворина Е. Витя Коробков
· Туричин И. Крайний случай
· Яковлев Ю. Как Серёжа на войну ходил
Список книг о войне для учеников 5-7 классов
· Богомолов В. Иван (Трагическая и правдивая повесть об отважном мальчике-разведчике.)
· Козлов В. Витька с Чапаевской улицы (Книга рассказывает о судьбах подростков в годы войны.)
· Корольков Ю. Пионеры-герои. Лёня Голиков (Рассказ о юном пионере из Новгородской области Лене Голикове, его судьбе и подвиге, основанный на реальных событиях.)
· Рудный В. Дети капитана Гранина (Повесть о юных защитниках Финского залива, которые смогли не только не пропустить врага, но и в самый решительный момент приняли огонь на себя.)
· Соболев А. Тихий пост (Повесть о мужестве и героизме вчерашних школьников во время Великой Отечественной войны.)
А так же:
· Алексеев С. Рассказы о войне
· Балтер Б. До свидания, мальчики!
· Богомолов В. Зося
· Ильина Е. Четвертая высота
· Лиханов А. Последние холода
· Митяев А. Письмо с фронта
Список книг о войне для учеников 8–9 классов
· Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга (Документальная хроника, которая основана на свидетельствах ленинградцев, переживших блокаду.)
· Айтматов Ч. Ранние журавли (Повесть о судьбах подростков в годы Великой Отечественной войны, их жизни в далеком киргизском ауле, испытаниях и радостях, выпавших на их долю.)
· Бакланов Г. Навеки — девятнадцатилетние (Повесть о юных лейтенантах Великой Отечественной, их трагически коротком фронтовом пути .)
· Васильев Б. А зори здесь тихие... (Повесть о трагических судьбах пяти девушек и их командира, совершающих подвиг во время войны.)
· Полевой Б. Повесть о настоящем человеке (Повесть о советском летчике Мересьеве, сбитом в бою и получившем тяжелые ранения, но вновь, несмотря ни на что, вернувшемся в боевой строй.)
· Твардовский А. Василий Тёркин (Глубоко правдивая и наполненная юмором поэма, в которой создан бессмертный образ советского бойца.)
· Шолохов М. Судьба человека (Рассказ о трагической судьбе простого человека, исковерканной войной, и силе характера, мужестве и сострадании.)
Учащиеся старшей школы уже вполне готовы узнать о самых трагических страницах Великой Отечественной войны. Чтение таких книг можно сочетать с просмотром военных фильмов, как советских, так и современных.
Список книг о войне для учеников 10–11-х классов
· Адамович А. Каратели (Повесть о событиях, связанных с уничтожением батальоном гитлеровского карателя Дирлевангера семи мирных деревень в оккупированной Белоруссии.)
· Богомолов В. Момент истины: В августе сорок четвёртого (Захватывающий роман о работе контрразведчиков во время Великой Отечественной войны, основанный на реальных событиях.)
· Воробьёв К. Убиты под Москвой (В повести, ставшей первой из жанра «лейтенантской прозы», рассказывается о жестоких боях под Москвой зимой 1941-гои судьбах их участников.)
· Некрасов В. В окопах Сталинграда (Повесть рассказывает о героической обороне Сталинграда в 1942-1943 годах.)
· Фадеев А. Молодая гвардия (Роман о Краснодонской подпольной организации «Молодая гвардия», действовавшей на оккупированной фашистами территории, многие члены которой геройски погибли в фашистских застенках.)
· Шолохов М. Они сражались за Родину (Роман об одном из самых трагических моментов войны — отступление наших войск на Дону летом 1942 года.)
А так же:
· Бондарев Ю. Батальоны просят огня
· Медведев Д. Сильные духом
· Смирнов С. Брестская крепость
Викторина Угадай 1
-
И канцелярская, и электрическая, и ядерная. (КНОПКА) · Есть политическая, есть географическая, есть игральная. (КАРТА).
- Корабль пустыни. (ВЕРБЛЮД).
-
Замужняя женщина в Англии. (МИСС).
-
Герой американских вестернов. (КОВБОИ).
-
И чёрная, и красная, но не икра. (СМОРОДИНА).
-
Из-за чего начался диалог между вороной и лисицей. (СЫР).
-
Коню на копыто, человеку на счастье. (ПОДКОВА).
-
Антоним к слову «несчастье». (СЧАСТЬЕ).
-
Они бьют особенно по тем, кто медлит. (ЧАСЫ).
-
Казацкие мужские штаны. (ШАРОВАРЫ).
-
Её бывает достаточно, чтобы переполнить чашу терпения. (КАПЛЯ).
-
Лыбедь по отношению к легендарным основателям Киева Кию, Щеку и Хориву. (СЕСТРА).
-
Начальник домового Кузи. (НАФАНЯ).
-
Имя Орлеанской девы. (ЖАННА).
-
Огненно-жидкая масса внутри земного шара. (МАГМА).
-
Жилище коров. (КОРОВНИК),
-
Туда летят перелётные птицы. (ЮГ).
-
Распространённая кличка дворовой собаки. (ЖУЧКА).
-
Блюдо, олицетворяющее у древних славян солнце. (БЛИНЫ).
-
Жена короля. (КОРОЛЕВА),
-
Непрерывная водяная оболочка Земли. (ОКЕАН).
-
Площадка для бокса. (РИНГ).
Викторина Угадай 2
1. Античные мечи, конечно же, связаны с войной и их любили мужчины. А вот, короткие мечи, приносят радость, прежде всего женщинам. Что же это за короткие мечи? (ГЛАДИОЛУСЫ) -дословный перевод «короткие мечи».
2. Если съесть несладкое яблоко, то какую процедуру можно этим заменить? (ЧИСТКА ЗУБОВ).
3. Во времена проведения римских карнавалов из окон домов, на головы гуляющих сыплются различные сладости. Сейчас такого уже нет. Но кое-что от тех дней осталось. Что именно? (КОНФЕТТИ).
4. Насыпая зерно в мерный сосуд, наши предки иногда делали это-«с горкой». Высота этой горки примерно равнялась ширине указательного и среднего пальца. Как называлась мера длины, соответствующая этой высоте? (ВЕРШОК).
5. Отношение Лакомки к Масленице можно выразить числительным. Каким? (ТРЕТИЙ). Лакомка третий день масленицы.
6. По-английски удар – хит, по-немецки – (ШЛЯГЕР).
7. Скажите по-английски: «стружка, тонкие кусочки». (ЧИПСЫ).
8. Не все любят употреблять в пищу это растение. А зря – ведь доказано, что его регулярное потребление вдвое снижает риск заболеть раком, да и витаминов в нём много, а калорий очень мало. Кроме того, все читали о том, как оно разрешило транспортную проблему на некоторый период. Каким образом? Какое это растение. (ТЫКВА).
9. Военный лётчик Лев Вяткин считает, что он является типичным сказочным персонажем эпохи научно-технического прогресса. (КАРЛСОН).
10 СПОСОБОВ ПОВЫСИТЬ ДЕТСКУЮ ГРАМОТНОСТЬ
Грамотность – приобретаемое качество, его можно развивать, и проще всего делать это с детского возраста. Для того чтобы тренировать правила написания слов, ребенок задействует три центра:
• глаза – видеть написанное или напечатанное слово и зрительно его запоминать;
• уши – воспринимать слово на слух, произносить его, слушать звучание;
• рука – записывать слово и закреплять его в памяти.
1. ЧТЕНИЕ
2. РЕШЕНИЕ КРОССВОРДОВ
Начните с кроссвордов в детских журналах, где вместо словесных заданий нарисованы картинки с номерами. Ничего, если поначалу ребенок будет неправильно вписывать в клеточки безударные гласные. Подарите ему ручку «пиши-стирай» и подсказывайте, как на самом деле пишется нужное слово.
3. УСТНЫЕ ИГРЫ В СЛОВА
• рифмы;
• слова (например, игра в "города");
• назови слово, которое начинается на слог «па», «ло», «ту» и так далее;
• составь предложение из слов, начинающихся на одну и ту же букву, например «Лиса ловит лягушку» или «Собака сидит смирно».
4. ОБЩЕНИЕ
5. ИГРЫ НА БУМАГЕ СО СЛОВАМИ
• змейка – запишите как можно более длинную цепочку слов, где каждое последующее слово начинается на последнюю букву предыдущего;
• виселица или «Поле чудес»;
• путаница – составьте слова из перемешанных карточек с буквами;
• составление множества маленьких слов из одного большого.
6. ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БУКВ
Вовлекайте слова и буквы в совместные игры с детьми.
• рисуйте небольшие комиксы на тему, которой в данный момент увлечены дети (машины, Лего, феи): самодельные комиксы часто являются стимулом к самостоятельному чтению;
• предложите ребенку вместе придумать и написать книжку с картинками и небольшой историей;
• делайте коллажи с вырезанием слов из газетных и журнальных заголовков;
• мастерите браслеты из деревянных или пластиковых бусин с буквами;
• сделайте украшение для дома со словом, которое описывает вашу семью, – буквы можно написать, например, на красивых морских камнях.
7. ПОСТЕРЫ НА СТЕНЕ
8. СКРАББЛ/ЭРУДИТ
Популярная во всем мире настольная игра «Скраббл», а также ее русская версия – «Эрудит», развивают лингвистическую логику. Среди других известных настольных игр на составление слов – «Боггл» и «Тик Так Бумм».
9. МНЕМОНИЧЕСКОЕ ЗАПОМИНАНИЕ ПРАВИЛ
Известные мнемонические примеры:
• Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву т писать напрасно;
• Уж замуж невтерпеж;
• Надеваю одежду, одеваю Надежду;
• То, кое, либо, нибудь – дефис не позабудь.
Расскажите детям об этих и других примерах, чтобы запоминание некоторых правил и исключений не казалось им скучным и сложным.
10. СЛОВАРИ
Набрав по 7-10 таких слов, дети могут:
• писать с ними маленькие диктанты;
• составлять из них кроссворд;
• записывать особенно трудное слово всеми цветами радуги;
• играть в «найди ошибку» или «вставь пропущенную букву».
Чтение книг о войне — это не развлечение, это серьезная работа, интеллектуальная и духовная, во многом сложная и тяжелая, особенно для детей. Однако без этой работы обойтись нельзя, по словам Светланы Алексиевич, «человеческая жизнь не бесконечна, продлить ее может лишь память, которая одна только побеждает время».
· Воронкова Л. Девочка из города (История о девочке-сироте, оказавшейся в годы войны в чужом селе и нашедшей новую семью и дом.)
· Кассиль Л. Улица младшего сына (Повесть, посвященная трагической судьбе Володи Дубинина, юного партизана — героя Великой Отечественной войны.)
· Катаев В. Сын полка (Повесть о мальчике-сироте Ване Солнцеве, попавшем в военную часть к разведчиками и ставшем сыном полка.)
· Осеева В. А. Васёк Трубачёв и его товарищи (Произведение о судьбе мальчишки Васе Трубачёве и его друзьях, чье мирное детство оборвала война.)
· Симонов К. Сын артиллериста (Баллада о майоре Дееве и Лёньке, сыне его друга, основанная на реальных событиях.)
· Яковлев Ю. Девочки с Васильевского острова (Пронзительный рассказ о девочке Тане Савичевой, умершей вместе со всей своей семьей от голода в блокадном Ленинграде, написанный на основе её дневника.)
А так же:
· Алексеев С. Рассказы о Великой Отечественной войне
· Артюхова Н. Светлана
· Баруздин С. Шел по улице солдат
· Воронкова Л. Девочка из города
· Гайдар А. Клятва Тимура, Сказка о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове
· Голявкин В. Рисунок на асфальте
· Драгунский В. Арбузный переулок
· Кассиль Л. Дорогие мои мальчишки, Огнеопасный груз, Твои защитники
· Маркуша А. Я — солдат, и ты — солдат
· Паустовский К. Похождения жука-носорога
· Соколовский А. Валерий Волков
· Суворина Е. Витя Коробков
· Туричин И. Крайний случай
· Яковлев Ю. Как Серёжа на войну ходил
Список книг о войне для учеников 5-7 классов
· Богомолов В. Иван (Трагическая и правдивая повесть об отважном мальчике-разведчике.)
· Козлов В. Витька с Чапаевской улицы (Книга рассказывает о судьбах подростков в годы войны.)
· Корольков Ю. Пионеры-герои. Лёня Голиков (Рассказ о юном пионере из Новгородской области Лене Голикове, его судьбе и подвиге, основанный на реальных событиях.)
· Рудный В. Дети капитана Гранина (Повесть о юных защитниках Финского залива, которые смогли не только не пропустить врага, но и в самый решительный момент приняли огонь на себя.)
· Соболев А. Тихий пост (Повесть о мужестве и героизме вчерашних школьников во время Великой Отечественной войны.)
А так же:
· Алексеев С. Рассказы о войне
· Балтер Б. До свидания, мальчики!
· Богомолов В. Зося
· Ильина Е. Четвертая высота
· Лиханов А. Последние холода
· Митяев А. Письмо с фронта
Список книг о войне для учеников 8–9 классов
· Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга (Документальная хроника, которая основана на свидетельствах ленинградцев, переживших блокаду.)
· Айтматов Ч. Ранние журавли (Повесть о судьбах подростков в годы Великой Отечественной войны, их жизни в далеком киргизском ауле, испытаниях и радостях, выпавших на их долю.)
· Бакланов Г. Навеки — девятнадцатилетние (Повесть о юных лейтенантах Великой Отечественной, их трагически коротком фронтовом пути .)
· Васильев Б. А зори здесь тихие... (Повесть о трагических судьбах пяти девушек и их командира, совершающих подвиг во время войны.)
· Полевой Б. Повесть о настоящем человеке (Повесть о советском летчике Мересьеве, сбитом в бою и получившем тяжелые ранения, но вновь, несмотря ни на что, вернувшемся в боевой строй.)
· Твардовский А. Василий Тёркин (Глубоко правдивая и наполненная юмором поэма, в которой создан бессмертный образ советского бойца.)
· Шолохов М. Судьба человека (Рассказ о трагической судьбе простого человека, исковерканной войной, и силе характера, мужестве и сострадании.)
Учащиеся старшей школы уже вполне готовы узнать о самых трагических страницах Великой Отечественной войны. Чтение таких книг можно сочетать с просмотром военных фильмов, как советских, так и современных.
Список книг о войне для учеников 10–11-х классов
· Адамович А. Каратели (Повесть о событиях, связанных с уничтожением батальоном гитлеровского карателя Дирлевангера семи мирных деревень в оккупированной Белоруссии.)
· Богомолов В. Момент истины: В августе сорок четвёртого (Захватывающий роман о работе контрразведчиков во время Великой Отечественной войны, основанный на реальных событиях.)
· Воробьёв К. Убиты под Москвой (В повести, ставшей первой из жанра «лейтенантской прозы», рассказывается о жестоких боях под Москвой зимой 1941-гои судьбах их участников.)
· Некрасов В. В окопах Сталинграда (Повесть рассказывает о героической обороне Сталинграда в 1942-1943 годах.)
· Фадеев А. Молодая гвардия (Роман о Краснодонской подпольной организации «Молодая гвардия», действовавшей на оккупированной фашистами территории, многие члены которой геройски погибли в фашистских застенках.)
· Шолохов М. Они сражались за Родину (Роман об одном из самых трагических моментов войны — отступление наших войск на Дону летом 1942 года.)
А так же:
· Бондарев Ю. Батальоны просят огня
· Медведев Д. Сильные духом
· Смирнов С. Брестская крепость
- И канцелярская, и электрическая, и ядерная. (КНОПКА) · Есть политическая, есть географическая, есть игральная. (КАРТА).
- Корабль пустыни. (ВЕРБЛЮД).
- Замужняя женщина в Англии. (МИСС).
- Герой американских вестернов. (КОВБОИ).
- И чёрная, и красная, но не икра. (СМОРОДИНА).
- Из-за чего начался диалог между вороной и лисицей. (СЫР).
- Коню на копыто, человеку на счастье. (ПОДКОВА).
- Антоним к слову «несчастье». (СЧАСТЬЕ).
- Они бьют особенно по тем, кто медлит. (ЧАСЫ).
- Казацкие мужские штаны. (ШАРОВАРЫ).
- Её бывает достаточно, чтобы переполнить чашу терпения. (КАПЛЯ).
- Лыбедь по отношению к легендарным основателям Киева Кию, Щеку и Хориву. (СЕСТРА).
- Начальник домового Кузи. (НАФАНЯ).
- Имя Орлеанской девы. (ЖАННА).
- Огненно-жидкая масса внутри земного шара. (МАГМА).
- Жилище коров. (КОРОВНИК),
- Туда летят перелётные птицы. (ЮГ).
- Распространённая кличка дворовой собаки. (ЖУЧКА).
- Блюдо, олицетворяющее у древних славян солнце. (БЛИНЫ).
- Жена короля. (КОРОЛЕВА),
- Непрерывная водяная оболочка Земли. (ОКЕАН).
- Площадка для бокса. (РИНГ).
УЧИМ СТИХИ С РЕБЁНКОМ: ЛЕГКО и ПРОСТО!
Многие родители не знают, как лучше выучить стишок с ребенком – многократно читать и просить ребенка повторить? А, может быть, зубрить каждое слово отдельно?
Конечно, способ запоминания стихотворений зависит от индивидуальных качеств ребенка. Разберем несколько простых приемов, среди которых вы сможете выбрать оптимальный вариант для своего малыша.
Метод простого запоминания:
Прочитайте стихотворение ребенку, разберите непонятные слова и выражения. Несколько раз повторите первую строчку стихотворения, пока ребенок не начнет воспроизводить ее без запинки, не стоит переходить ко второй. Затем повторите вторую строчку. Когда она будет выучена, соедините две строки и повторите их вместе, пока малыш не запомнит. Затем переходите к следующим двум строкам, а после закрепляйте в памяти все четверостишие. И так постепенно ребенок выучит весь стишок.
А можете сами выучить стихотворение и неоднократно рассказывать его в присутствии малыша. Сначала расскажите стихотворение полностью, затем повторяйте по одной - две строчки. Такое повторение не пройдет бесследно, и проговариваемые рифмы обязательно запомнятся ребенком.
Метод ассоциаций:
Прочитайте ребенку стихотворение, детально обсудите его содержание, если есть непонятные слова – разъясните их смысл. Свяжите каждую фразу стихотворения с какой-либо визуальной ассоциацией, например, можно вместе нарисовать сюжет на бумаге или найти иллюстрации в книжке. Опираясь на картинки, ребенок без труда перескажет стих и выучит рифмы.
Музыкальный метод:
Известно, что стихи в виде песенок намного лучше запоминаются детьми. Прежде чем познакомить малыша со стихом, придумайте мелодию к нему. Для этого подойдет абсолютно любая известная мелодия. Напойте стишок малышу как песенку.
И не старайтесь выучить с малышом стихотворение за один день, лучше разделить занятие на 2- 3 дня.
Детская поэзия:
https://book24.ru/~FQzzv
https://www.labirint.ru/genres/2028/?p=7518
Актуальная информация
10 хороших книг о Великой Отечественной войне для детей
Вильям Козлов «Юрка Гусь»Юрка Гусь - беспризорник, оказавшийся на улице в годы войны. Санитарный поезд привозит его на прифронтовую станцию. Здесь Юрка встречает милиционера Егорова, бабку Василису и находит дом.
Так начинается новая жизнь мальчишки с дворовыми играми, друзьями и совсем недетскими испытаниями.
Для среднего школьного возраста.
Вильям Козлов «Витька с Чапаевской улицы»
Отчаянные мальчишки Витька, Сашка и Гошка, умный Коля, красавица Аллочка и трогательная Люся - все они живут в одном доме на Чапаевской улице, учатся в одной школе и перешли в восьмой класс. Жажда романтических подвигов и трудных испытаний толкает мальчишек на создание "бандитской шайки", неловкие "подвиги" которой приводят к побегу из дома. После того как к друзьям присоединяются девочки, побег превращается в туристический поход. Но путешествие неожиданно затягивается, потому что пришлось оно на июнь 1941 года…
Беглецам предстоит долгая дорога в родной город, захваченный фашистами. Дом на Чапаевской улице разбомбило, детство оборвалось. Война заставляет взрослеть, и теперь становится ясно, кто из ребят действительно готов на подвиг, а кто не может выдержать тяжёлого испытания.
Эдуард Веркин «Облачный полк»
Сегодня писать о войне - о той самой, Великой Отечественной, - сложно. Потому что много уже написано и рассказано, потому что сейчас уже почти не осталось тех, кто ее помнит. Писать для подростков сложно вдвойне. Современное молодое поколение, кажется, интересуют совсем другие вещи...
Оказывается, нет! Именно подростки отдали этой книге первое место на Всероссийском конкурсе на лучшее литературное произведение для детей и юношества "Книгуру". Именно у них эта пронзительная повесть нашла самый живой отклик. Сложная, неоднозначная, она порой выворачивает душу наизнанку, но и заставляет лучше почувствовать и понять то, что было.
Перед глазами предстанут они: по пояс в грязи и снегу, партизаны конвоируют перепуганных полицаев, выменивают у немцев гранаты за знаменитую лендли-зовскую тушенку, отчаянно хотят отогреться и наесться. Вот Димка, потерявший семью в первые дни войны, взявший в руки оружие и мечтающий открыть наконец счет убитым фрицам. Вот и дерзкий Саныч, заговоренный цыганкой от пули и фотокадра, болтун и боец от бога, боящийся всего трех вещей: предательства, топтуна из бабкиных сказок и строгой девушки Алевтины. А тут Ковалец, заботливо приглаживающий волосы франтовской расческой, но смелый и отчаянный воин. Или Шурик по кличке Щурый, мечтающий получить наконец свой первый пистолет...
Двадцатый век закрыл свои двери, унеся с собой миллионы жизней, которые унесли миллионы войн. Но сквозь пороховой дым смотрят на нас и Саныч, и Ковалец, и Алька и многие другие. Кто они? Сложно сказать. Ясно одно: все они - облачный полк.
"Облачный полк" - современная книга о войне и ее героях, книга о судьбах, о долге и, конечно, о мужестве жить. Книга, написанная в канонах отечественной юношеской прозы, но смело через эти каноны переступающая. Отсутствие "геройства", простота, недосказанность, обыденность ВОЙНЫ ставят эту книгу в один ряд с лучшими произведениями XX века.
Для детей старшего школьного возраста.
Анатолий Приставкин «Ночевала тучка золотая...»
"Ночевала тучка золотая" является частью трилогии, в которую также входят произведения "Солдат и мальчик" и "Кукушата". В автобиографической повести Анатолий Приставкин рассказывает о тяжелой судьбе братьев-близнецов Кольки и Сашки Кузьминых (Кузмёныши) из подмосковного детдома, о войне, увиденной глазами детей, вынужденных постигать законы враждебного мира и жить по его правилам, о том, как ломались их судьбы. Произведение получило мировое признание и было переведено более чем на 30 языков.
Софья Радзиевская «Болотные робинзоны»
Идёт Великая Отечественная война. Мирная жизнь маленькой белорусской деревни Малинки прервана внезапно и безжалостно: селение оказалось на пути немецкого десанта и было целиком уничтожено фашистами. Чудом уцелевшие подросток Саша, дед Никита, бабушка Ульяна и несколько спасенных малышей уходят на затерянный среди леса и болот Андрюшкин остров…
Увлекательная повесть Софьи Радзиевской расскажет читателям о жизни этого маленького и отважного отряда. А ещё - о том, что и в мирное время, и в пору тяжёлых испытаний более всего ценятся доброта, дружба, смелость и готовность прийти на помощь.
Иллюстрации к книге создала Юлия Казарницкая, в чьих выразительных графичных рисунках оживает бесконечно добрая история о мужестве и стойкости взрослых и детей.
Виктор Драгунский «Он упал на траву...»
Автобиографическая повесть Виктора Юзефовича Драгунского "Он упал на траву" открывает новую, "военную" серию "Самоката". Название серии - "Как это было" - объясняет издательский замысел: рассказать о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов честно и объективно - настолько, насколько это возможно. Честность гарантируют имена авторов - это русские писатели-фронтовики, непосредственные очевидцы описываемого, люди с безупречной личной и творческой репутацией. Объективность, мы надеемся, обеспечит "научный аппарат": в каждой книге серии художественное произведение дополняется статьёй историка, излагающей сегодняшний взгляд на описываемые события.
Первая книга серии "Как это было" рассказывает о судьбе московского ополчения, о трагедии осени 1941 года: не призванные в действующую армию (по здоровью, возрасту и т.п.) москвичи добровольцами отправляются на рытьё окопов и сталкиваются - необученные, необмундированные и даже не вооружённые, - с никем уже в тот момент не сдерживаемой волной немецкого наступления.
Для среднего и старшего школьного возраста.
Любовь Воронкова «Девочка из города»
Повесть Л.Ф.Воронковой "Девочка из города" была написана во время войны.
В повести рассказывается о девочке, осиротевшей во время Великой Отечественной войны, о добрых людях, ее приютивших.
Рассказывается в этой маленькой повести о Валентинке, сиротке, бежавшей из города, от бомбежки. Девочку пожалела добрая сельская женщина Дарья Шалыхина, оставила жить у себя. Было у Дарьи трое ребятишек, стало четверо.
Михаил Сухачев «Дети блокады»
Повесть Михаила Павловича Сухачева рассказывает о блокаде Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. С сентября 1941 по январь 1944 года фашисты каждый день по нескольку раз бомбили и обстреливали город. Более миллиона ленинградцев умерло от голода и холода, но они не сдавались, героически работая и перенося лишения.
Герои книги, - дети блокадного Ленинграда, Витя Стогов и его друзья, - тушили на чердаках зажигательные бомбы, ловили сигнальщиков-диверсантов, помогали людям выстоять. Любовь к Родине, стойкость, мужество, самоотверженность - вот главные черты этих ребят, благодаря которым они выдержали нечеловеческие испытания. Для среднего школьного возраста.
Виктор Голявкин «Мой добрый папа»
Повесть Виктора Голявкина (1929-2001) автобиографическая: он, как и герой книги, рос в Баку, его отец действительно преподавал музыку и погиб на войне. Мы даже хотели придать "доброму папе" портретное сходство с отцом писателя. Но затем передумали - ведь книга написана обо всех "добрых папах", об отцовской и сыновней любви, о взрослении и воспитании.
"Мой добрый папа" - одно из самых известных произведений Виктора Голявкина для детей. Впервые вышедшее в 1964 году, оно неоднократно издавалась, а в 1970 году на киностудии "Ленфильм" был снят фильм с одноименным названием.
Валентин Катаев "Сын полка"
Деревенский мальчик во время войны остался сиротой, он сумел перейти линию фронта, чтобы разыскать «наших» и воевать в Красной Армии. В лесу его и отыскали разведчики. Капитан Енакиев, потерявший свою семью, видит в ребенке своего сына, но требует, чтобы мальчика отвезли в тыл и отдали в детский дом. Умный подросток несколько раз сбегал от бывалых разведчиков и вновь возвращался в часть.
В конце концов ему выдали военную форму, сапожки, прикрепили к артиллеристскому орудию и Ваня стал «сыном полка».
Для среднего школьного возраста.
Комментариев нет:
Отправить комментарий