Дорогие читатели и друзья!
Приглашаем на литературный праздник, посвященный к 140 летию со дня рождения детского писателя Бориса Степановича Житкова.
Для учащихся 3,4 классов.
Цель:
1. Продолжить знакомство с творчеством Б.С. Житкова, начатое на уроке внеклассного чтения;
2. Через его книги показать многообразие животного мира;
3. Способствовать познавательной активности читателей;
4. Подчеркнуть особенность стиля писателя (показывает читателю семейства животных).
Ход урока
В дорогу, девчонки!
В дорогу, мальчишки!
По лесенке знаний шагайте смелей!
Чудесные встречи и добрые книжки!
Ступеньками будут на ней!
Ребята, Б.С. Житкову 11 сентября исполнилось 140 лет со дня его рождения.
Борис Степанович – настоящий мастер детской книги. Он знает и любит природу. Герои его книг – это звери, птицы, дети.
«Если я начну писать про то, чего не знаю, – это вот будут подлинные враки», – говорил он. И писал о том, что знал: о дальних странах, о честных моряках, о работящих слонах и храбрых мангустах, о том, как люди летают на Северный полюс и строят электростанции. Житков сумел написать настоящую энциклопедию для четырёхлетних малышей – книгу «Что я видел», где рассказывается и о метро, и о семафоре, и об огороде, и о зверях в зоологическом саду.
Борис Степанович Житков родился 30 августа (11 сентября) 1882 г. в Новгороде, в семье отца учителя математики, а мать Бориса была талантливой пианисткой.
Родители будущего писателя жили в Одессе. Мальчик поступил в местные гимназические классы и учился там вместе с К. Чуковским. По воспоминаниям учителей, он был весьма одаренным, все время чем-то всерьез увлеченным, учеником. Главным интересом Житкова было море.
По настояний родителей, Житков поступил в Новороссийский университет, где изучал химию и математику.
Лето 1905 г. было ознаменовано началом первой революции. Став свидетелем восстания на «Потемкине», Борис Житков моментально втянулся в революционную деятельность. Под покровом ночи, он доставлял восставшим матросам оружие. За это юношу исключили из университета. Житков попытался перевестись в Петербург, но получил категоричный отказ.
Борис Житков в 1909 г. присоединился к Енисейской ихтиологической экспедиции. В 1912 г. отправился в кругосветное плавание на учебно-сухогрузном судне.
На корабль Житков поступил в качестве юнги. Постепенно он «дослужился» до должности кочегара, а к концу путешествия стал помощником капитана. Во время «кругосветки» он посетил Японию, Китай, Цейлон и Индию.
Литературная деятельность
Печататься Борис Житков начал достаточно поздно – в 1924 г. Он работал над дневниками, писал письма, стихи, коротенькие детские рассказы.
Первые свои произведения для детей он начал писать в 1909 г. Повесть «Сережин разбойник» была посвящена племяннику писателя, Сергею.
В период с 1924 по 1937 гг. вышли в свет сборники «Рассказы о животных» и «Что я видел». Рассказы основываются на опыте писателя, полученном им во время кругосветного путешествия. Входящие в эти сборники произведения сейчас проходят в 4 классе.
Также Житков периодически предпринимал попытки написать детскую энциклопедию. Им было разработано несколько вариантов, но ни один из них так и не увидел свет.
За пятнадцать лет работы в детской литературе, Борис Степанович попробовал себя в самых разных жанрах и внес в нее немалый вклад. Он является одним из основоположников научно-художественного жанра.
Житкову принадлежит идея разработки книжки-картинки для детей, которые не умеют читать. Также Борис Степанович активно разрабатывал идею книжки-игрушки.
Единственным «взрослым» произведением Житкова является роман «Виктор Вавич», посвященный революционным событиям 1905 г. При жизни писателя он не был издан.
Начинаем наш литературный КВН (конкурс внимательных и начитанных). Успехов всем!
Игра состоит из раундов.
Раунд. «Угадай отрывки из рассказов»
Внимание на экран. Отрывок из какого рассказа? Если знаете правильный ответ, поднимаете руку и отвечаете. Начинаем!
«Колхозник стал звать на помощь, а дома спят, не слышат…» («Волк»)
«Моя это рыбка! Утка-воровка, сейчас отдай! Замахал руками, закидал камнями, закричал так страшно, что всю рыбу распугал…» («Кружечка под ёлочкой»)
«Вот раз сестра стала умываться. Она сняла с руки колечко, намылила лицо мылом. А когда она мыло сполоснула, - поглядела: где колечко?…»(«Галка»)
«А слон уж поднял его вверх, потом шмякнул оземь и стал топтать ногами.»(«Как слон спас хозяина от тигра»)
«Часами сидела она вся на взводе, как курок: ждала, пока ласточка чиркнет над самой ямой. Хап! – и цапнет лапой на лету...» («Беспризорная кошка»)
«Действительно, оказалась маленькая. Если на лапки встанет, то не больше полуаршина. Мордочка сморщенная, старушечья, а глазки живые, блестящие...» («Про обезьяну»)
«Ребик подвывал, подрагивал и всё лизал задние лапы. Мы с Танькой сели к нему на пол и всё его ласкали» («Пудя»)
«Верно или нет». Прочитайте высказывания, которые могут быть или правдой или ложью. Вы должны дать правильный ответ. После верного ответа ставите знак + плюс. После неправильно ответа знак - минус.
«Верно или нет»
1. Борис Иванович Житков– выдающийся российский детский писатель. (советский) -
2. Б. Житков родился в семье отца учителя русского языка. (математики) -
3. Мать Бориса была талантливой певицей.(пианисткой) -
4. Мальчик поступил в местные гимназические классы и учился там вместе с К. Чуковским.+
5. На корабль Житков поступил в качестве юнги. Постепенно он “дослужился” до должности кочегара, а к концу путешествия сам стал капитаном.(помощником капитана) -
6. Житков описывает различные невыдуманные случаи спасения людей животными, их преданности, крепкой дружбы и не менее крепкой привязанности.+
7. Все рассказы о животных Житкова рассчитаны для взрослых.(детей) -
8. Ведь только взрослому понравятся трогательные, а иногда и смешные рассказы автора. (детям) -
Я уверена, что вам ещё не раз захочется перелистывать великолепные страницы замечательного писателя.
Наш юный друг!
Бери с собой в дорогу
Своих любимых друзей из рассказов.
В заветный час они тебе помогут
Найти мечту и сделать жизнь светлей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий