Георгиевская ленточка

понедельник, 4 мая 2020 г.

РАССКАЗЫ О МАЛЕНЬКИХ ГЕРОЯХ.
Л. ПАНТЕЛЕЕВ

Тема детства – ведущая в творчестве Л. Пантелеева (настоящее имя - Алексей Иванович Еремеев, 1908-1987), автора знаменитых автобиографических повестей: «Республика Шкид» (в соавторстве с Г. Белых), «Ленька Пантелеев» и известного всем ещё со школы рассказа «Честное слово» (запомнившийся многим по иллюстрациям И. И. Харкевича-Храповицкого).

Важнейшие для него темы писатель в 30-х годах определил в двух циклах, название которым дал сам – «Рассказы о подвиге» (рассказы о войне) и «Рассказы о детях» – о детском героизме. Это рассказы: «Честное слово», «Новенькая», «Главный инженер», «Первый подвиг», «На ялике», «Пакет», «Первый подвиг» и другие. Все они уже давно стали классикой, и по праву входят в золотой фонд детской литературы. Например, главный герой рассказа «Пакет» - Петя Трофимов – был признан критикой «литературным братом» Тёркина.

С рассказом «Честное слово» (1941) дети знакомятся ещё в начальной школе. 
Интересна история создания этого рассказа.


В начале 1941 года редколлегия детского журнала «Костер» обратилась к нескольким писателям с просьбой ответить детям на важные вопросы, связанные с представлениями о долге, чести и других этических понятиях. Рассказ Л. Пантелеева был опубликован в 1941 году в шестом (июньском) номере журнала, который вышел в самые первые дни войны. Общее настроение рассказа оказалось созвучным суровому времени. «Честное слово» надолго вошло в школьную программу.

История маленького часового, забытого старшими товарищами по игре, и смешна, и серьезна. Обычно в произведениях детских писателей взрослый поучает ребенка, в этом же рассказе ребенок показывает взрослому пример истинной стойкости. Особенно примечательна тональность повествования. Не умиление или насмешка, а уважение к малышу звучит в словах автора: «Еще не известно, кем он будет, когда вырастет, но кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек». Игру писатель обращает в подлинную жизнь, тем самым возвращая честному слову его высокое значение.

В блокадном Ленинграде писатель продолжал создавать свои «Рассказы о подвиге», стремясь показать и объяснить внутреннюю природу стойкости, мужества ленинградцев. Как и «Честное слово», рассказы о детях военного поколения - «На ялике», «Маринка», «Долорес», «Главный инженер» - написаны от лица взрослого. Проблема, таящаяся в подтексте рассказов (особенно таких, как «На ялике» и «Долорес»), поставлена по-взрослому остро: если ребенок способен на подвиг и самопожертвование, если он готов умереть во имя победы, то готов ли взрослый к детской гибели, пусть даже и героической? Может ли быть измерена победа ценою детских жизней? Однозначного ответа писатель не предлагает, но в самой постановке проблемы чувствуется обращение к христианской этике. К концу жизни писатель стал глубоко верующим христианином.

Рассказы для детей Л. Пантелеева будут актуальны всегда, так как они – о непреходящих нравственных ценностях – долге, чести, достоинстве, отваге. Когда у писателя спросили, какую тему в его творчестве он считает самой важной, он ответил, что «скорее всего, это тема совести». Во всех своих книгах писатель утверждает очень важную для него мысль: в любых жизненных ситуациях человек должен проявлять лучшие душевные качества, оставаться человеком.

Для взрослых, мне кажется, будут интересны такие его произведения, как «Наша Маша» (1966) и «Я верую!» (1978).

«Наша Маша» - книга для родителей, в которой Л. Пантелеев отразил педагогические принципы, которыми он руководствовался, воспитывая маленькую дочь Машу. В этом отцовском дневнике отмечены и победы, и ошибки в воспитании ребёнка.

«Я верую!» – автобиографическая повесть, впервые опубликованная в 1990 году, согласно завещанию писателя, через три года после его кончины.

В этой «исповедной повести», как называл её сам автор, Л. Пантелеев, не тая, рассказывает о своем детстве, родителях, молодости и периоде рьяного безбожия, о братьях и сестрах по вере, о войне и жизни в блокадном Ленинграде, о страшном 1937 годе, о допросах и о чудесах, о том, как он пришёл к вере и стал христианином. В ней он упоминает, в частности, о Е.Шварце, С.Маршаке, Д.Хармсе, М.Горьком, Л.Пастернаке, А.Ахматовой, И.Павлове.

Комментариев нет:

Отправить комментарий